четверг, 26 сентября 2024 г.


         Конструирование в ДОУ    
    

 Конструирование  — это вид продуктивной деятельности, направленный на получение определённого, заранее задуманного реального продукта, соответствующего его функциональному назначению В техническом конструировании дети в основном отображают реально существующие объекты, а также придумывают поделки по ассоциации с образами из сказок, фильмов. При этом они моделируют их основные структурные и функциональные признаки: здание с крышей, окнами, дверью; корабль с палубой, кормой, штурвалом и т.п. У детей старшего дошкольного возраста возрастает интерес к конструированию и строительным играм.
     Дети с большим интересом конструируют, когда перед ними поставлена определенная задача, требующая умственного напряжения. Особую радость вызывает у детей успешно выполненная задача. Успех в деятельности достигается еще и тем, что дети могут запомнить и рассказать, как они собираются действовать, хотя это удается им еще не так легко. Л.В. Куцакова различает несколько форм организации конструирования. 
    Конструирование по образцу, когда детям предлагают образцы построек, выполненных из деталей конструкторов. В данной форме обеспечивается прямая передача детям готовых знаний, способов действий, основанная на подражании. Использование образцов — это необходимый важный этап, в ходе которого дети узнают о свойствах деталей строительного материала, умением определить в любом предмете основные части, установить их пространственное расположение, выделить отдельные детали в этих частях. 
    Конструирование по модели. Детям в качестве образца предъявляют модель, в которой очертание отдельных составляющих ее элементов скрыто от ребенка. Эту модель дети должны воспроизвести из имеющегося у них строительного материала. В процессе конструирования у детей формируется умение анализировать модель, называть составляющие ее детали, выбрать необходимые для воспроизведения конструкции. 
    Конструирование по условиям. Не давая детям образца постройки, рисунков и способов ее возведения, определяют лишь условия, которым постройка должна соответствовать и которые, как правило, подчеркивают практическое ее назначение (например, возвести через реку мост определенной ширины для пешеходов и транспорта, гараж для легковых или грузовых машин). Задачи конструирования в данном случае выражаются через условия и носят проблемный характер, поскольку способов их решения не дается. В процессе такого конструирования у детей формируется умение анализировать условия и на основе этого анализа строить свою практическую деятельность достаточно сложной структуры. 
    Для реализации всех выше перечисленных форм конструирования можно использовать конструкторы деревянные, пластмассовые блочные. Для воспроизведения построек могут также использоваться простейшие чертежи и наглядные схемы, специально разработанные шаблоны, отражающие конструктивные замыслы. 
     Конструирование, по сравнению с остальными видами деятельности развивает технические способности ребенка, а это имеет большое значение для общего развития личности. В процессе конструктивно — технической деятельности у ребенка формируются такие качества, как:
- инициативность, 
- самостоятельность, 
- наблюдательность, 
- любознательность, 
- находчивость, 
- коммуникативность.
    Это прежде всего развитие личности ребенка, его индивидуальности, творческого потенциала, основанное на принципах сотрудничества и сотворчества. 
    Вид материала, который используют в детской конструктивной деятельности, определяет и вид конструирования: 
    1. Конструирование из строительного материала - является наиболее доступным и лёгким видом конструирования для детей дошкольного возраста. Строительный материал представляет собой набор разнообразных геометрических тел (куб, цилиндр, призма и т.д.). В соответствии с размером и способом использования строительный материал принято подразделять на крупный и мелкий (настольный), тематический ("Юный архитектор", "Мосты" и др.). Во время занятий материала всего должно быть больше, чем требуется для данной постройки (и по элементам, и по количеству), чтобы приучать детей отбирать только необходимые детали, соответствующие их замыслу. Организуя детскую конструктивную деятельность из строительных материалов, воспитатель использует и разнообразные мелкие игрушки, изображающие людей, животных, растения, транспорт и т. д. Дети дошкольного возраста, создавая предметы окружающего, строят не вообще, а с конкретной целью - домик для зайчика, мост для транспорта и пешеходов и т. д. Использование игрушек в конструировании делает его более осмысленным и целенаправленным и способствует дальнейшему развитию игровой деятельности детей. Хранить строительный материал удобнее всего в специальных шкафчиках с отделениями для каждого вида деталей, при этом материал всегда должен быть уложен строго по формам, чтобы дети могли быстро взять любую из них. Раскладывание материала по формам не только облегчает работу с ним, но и способствует ускорению запоминания названий этих форм. 
  2. Конструирование из деталей конструкторов (пластмассовых, металлических), имеющих разные способы крепления (пазы, штифты, гайки, шипы и т.д.), так же, как и конструирование из строительного материала, скорее, можно отнести к техническому типу конструирования, нежели к художественному. 
    3. Конструирование из крупногабаритных модулей - появилось сравнительно недавно в качестве средства объёмного и плоскостного конструирования, наиболее соответствует умственным и физическим возможностям детей старшего дошкольного возраста 5-7 лет (из строительного материала, деталей конструкторов, имеющих разные способы крепления; крупногабаритных модульных блоков). Крупные модули бывают объемные и плоскостные, что позволяет создавать крупномасштабные как объемные, так и плоскостные конструкции. Путем разных комбинаций крупных деталей (модулей) в основном геометрической формы, изменения их пространственного расположения по отношению друг к другу дети создают различные конструкции, соответствующие их росту, т.е. как бы для себя. Поэтому особое значение имеют их функциональность и прочность. Крупномасштабное конструирование с использованием разнообразных по форме, цвету и размерам модулей предоставляет детям уникальную возможность осваивать большие площади помещений, что существенно влияет на развитие из пространственных ориентировок. 
  4. Компьютерное конструирование - характерной особенностью процесса конструирования является воссоздание и преобразование (комбинирование) пространственных представлений (образов). При этом особенно значимым является развитие пространственного воображения (Б.М. Ребус) и образного мышления (Н.Н. Поддьяков, И.С. Якиманская). Поддержка детской инициативы 5-6 лет Приоритетной сферой проявления детской инициативы в старшем дошкольном возрасте является внеситуативно – личностное общение со взрослыми и сверстниками, а также информационно познавательная инициатива.
    Для поддержки детской инициативы взрослым необходимо: 
    1. создавать в группе положительный психологический микроклимат, в равной мере проявляя любовь и заботу ко всем детям: выражать радость при встрече, использовать ласку и теплое слово для выражения своего отношения к ребенку; 
    2. уважать индивидуальные вкусы и привычки детей; 
   3. поощрять желание создавать что- либо по собственному замыслу; обращать внимание детей на полезность будущего продукта для других или ту радость, которую он доставит кому-то (маме, бабушке, папе, другу) 
    4. создавать условия для разнообразной самостоятельной творческой деятельности детей; 
    5. при необходимости помогать детям в решении проблем организации игры; 
  6. привлекать детей к планированию жизни группы на день и на более отдаленную перспективу. Обсуждать совместные проекты; 
 7. создавать условия и выделять время для самостоятельной творческой, познавательной деятельности детей по интересам.



Консультация для родителей.pdf (eduportal44.ru) 
 

Комментариев нет:

Отправить комментарий

  День Матери Уже стало традицией в последнее воскресенье ноября отмечать День Матери. В этот день принято воздавать должное материнскому тр...