Учебно-методический материал.

      ****              
 Подготовила: Афошина Екатерина Валерьевна 

Формирование предпосылок математической  и читательской грамотности детей дошкольного возраста.

Современная система образования ставит перед дошкольными педагогами, новые задачи, которые направленны  на формирование функционально грамотного человека. Одним из приоритетных направлений в развитии функционально грамотного дошкольника, является формирование предпосылок естественно-научной, читательской и математической грамотности.

Наши дети каждый день сталкиваются с огромным количеством задач, которые необходимо не только решить, но и находить и неординарное решение. Поэтому нам педагогам необходимо научить наших детей не только грамотно решать поставленные  задачи, но и уметь самостоятельно добывать необходимую информацию.

Функционально грамотный человек – это человек способный использовать все постоянно приобретаемые ЗУН для решения большого количества жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общении и социальных отношениях.

В ДОУ идет формирование предпосылок функциональной   грамотности ребенка в условиях реализации ФГОС ДО:

Ø Предпосылки развития математической грамотности

Ø Предпосылки развития читательской грамотности

Ø Предпосылки развития социально-коммуникативной грамотности

Ø Предпосылки развития естественно-научной грамотности

Читательская грамотность - это способность человека понимать и использовать письменные тексты, размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни.

В дошкольном учреждение мы формируем предпосылки к читательской грамотности, то есть работаем над  формированием интереса к чтению, смыслового восприятия информации на слух, стимулирование детской активности с применением извлечённой информацией в самостоятельной, игровой и бытовой деятельности.

Кода мы работаем над читательской грамотностью, основной нашей целью на всех возрастных этапов является понимание текста, умение увидеть основную идею произведения и переложить её на практику. Но эта цель в каждой возрастной группе будет реализовываться, через свои задачи.

Например, в младшей группе будет реализовываться через: освоение умений отвечать на проблемные вопросы, умение оценивать поступок, умение слушать; в старших и подготовительных группах реализуется через развитие умения определять основную идею и умения обосновывать свою точку зрения, слушать друг друга, не перебивая.

После прочтения любого текста первый вопрос, который необходимо задать: - Ребята, вам понравилось это произведение? У детей старшего возраста можно спросить: - Какие чувства вызвало у вас это произведение?

В самостоятельной деятельности по формированию предпосылок читательской грамотности, педагог должен увидеть, что дети поняли главную мысль произведения. Здесь педагог задаёт вопросы на понимание текста, а не на содержание, в вопросе не должно содержаться ответа. Подбирает такие дидактические игры, которые помогут понять или закрепить главную мысль произведения.

Для формирования предпосылок по читательской грамоте мы используем такие приёмы как:

- приём «Написание синквейна»

В переводе с французского слово означает стихотворение из пяти строк, которое пишется по определенным правилам.

Строгие правила синквейна закрепляют за каждую строкой не только количество слов, но и части речи, которыми может воспользоваться автор.

Памятка «Правила написания синквейнов».

В первой строчке тема называется одним словом (обычно существительным).

Вторая строчка – это описание темы в двух словах как правило, именами прилагательными.

Третья строчка – это описание действия в рамках этой темы тремя словами (глаголы, деепричастия…).

Четвертая строчка – это фраза из четырёх слов, выражающая отношение автора к теме.

Последняя строчка – это слово - синоним (метафора) из одного слова, которое передаёт суть темы.

Так как дошкольники не умеют писать и читать, то можно  составлять синквейны с использованием условных обозначений предметов, схематических записей или картинок.

Схема:

Существительное.

Прилагательное, прилагательное

Глагол, глагол, глагол.

Предложение - отношение к теме

Синоним к первой строке.

Пример синквейна:

Собака

мохнатая, преданная

охраняет, играет, лает

друг человека

домашнее животное

 

- прием «Верные – неверные суждения».

Детям предлагаются утверждения по еще не изученной теме, или направленные на повторение пройдённого материала. Дети выбирают «верные» утверждения, полагаясь на личный опыт или угадывание.

Идет настраивание на изучение нового, выделяются ключевые моменты. Какие из утверждений были верными можно узнать на стадии рефлексии. Еще этот материал можно использовать при проверке усвоенного материала. Причем ответ на суждение может быть как вербальным, так и сигнальным (сигнальные карты или тесты-раскраски).

- прием  «Корзина идей».

«Корзина идей» предполагает выяснить, какие знания уже есть у детей по данной теме. Этот прием накапливает знания. Предлагаем детям положить в корзину то, что им уже известно по данной теме. Ребята выбирают картинки, опорные схемы, предметы и кладут в корзину. В течении занятия  мы узнаем что-то новое и наша корзина пополняется. В обобщающей беседе, мы перебираем содержимое корзины и подводим итоги.

- приём « толстых» и «тонких» вопросов

·         Тонкие вопросы требуют односложного ответа. И задаются со словами: Кто? Что? Когда? Как звать?

·         А толстые вопросы требуют развернутого ответа. Звучат примерно так: дайте объяснение, почему…? А что, если…? Почему вы думаете, что…?

- приём «Чтение со стопами»

Чтение проводится дозировано. После каждой смысловой части делается остановка. Во время «стопа» идет обсуждение или проблемного вопроса, или коллективный  поиск ответа на основной вопрос, или дается какое-то задание, которое выполняется в группах или индивидуально.

- приём «Чтение с остановками»

По названию текста определяют, о чем будет текст. Текст читается по частям. После каждой остановки задается проблемный вопрос, вопрос на продолжение сюжетной линии. Затем читают следующую часть.

Математическая грамотность - способность человека определять и понимать роль математики в мире, в котором он живет, выражать хорошо обоснованные математические суждения, использовать математику так, чтобы удовлетворять потребности, присущие творческому, заинтересованному и мыслящему человеку.

Математическая грамотность присутствует в жизни людей ежедневно. Каждый человек пользуется математическими знаниями практически каждый день, сам не замечая этого: в магазине, на почте, дома, на даче выполняя обычные повседневные дела.

В дошкольном учреждении мы формируем предпосылки к математической грамотности:

- формирование интереса к математическим знаниям;

- становление и развитие у детей перенос знаний в повседневную жизнь;

- формирование  познавательных действий (анализ, синтез и ид.);

- формирование первичных представлений о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (формы, цвета, размера);

- стимулировать детей в применении алгоритмов.

Основными приёмами по формированию предпосылок математической грамотности в детском саду мы выделили такие как:

- «Проблемные ситуации»

- «Скетчинг»

- С/ролевые игры

- Конструирование

- Дидактические игры

Приём «Проблемная ситуация» реализуется тогда, кода дети осознают трудности при поставленной педагогом задачи, невозможность разрешить эту задачу  привычным путем. Это помогает направить  ребенка к активному поиску новых средств и способов решения задачи и открытию мира математики. Педагог создаёт проблемную ситуацию, а дети «принимают» её, формулируют проблему, самостоятельно пытаются её решить и подводят итоги.   

Например, в быту, во время дежурства по столовой: «Сколько тарелок необходимо поставить  на стол?», «Сколько нужно кружек на этот стол?» - формирование счёта, «Куда поставить хлебницу?», «Как расположить столовые приборы?» - ориентировка в пространстве и тд.

Так же проблемные ситуации тесно связаны с сюжетно/ролевыми играми. Так играя в игру «Семья», можно создать различные проблемные ситуации, например, решили сделать перестановку, отодвинули шкаф, а там дырка, обоев новых нет возможности сделать ремонт тоже  и дети подходят к тому, что необходимо заделать подручными материалами. Но для этого нужно измерить дырку, подобрать такого же размера, например картину и дт. Или ребёнок пришёл домой с порванной штаниной, нужно подобрать заплатку соответствующего размера и дт.

Например, нужно определить количество яблок, которые белочка сможет запасти себе на зиму и закрасить их – проблема в том, что не все яблоки смогут пройти в дупло (надо зрительно соотнести размер яблок и размер в хода в дупло) и тд. Есть методическое пособие А. А. Смоленцевой, О. В. Суворовой «Математика в проблемных ситуациях для маленьких детей».

Математическая грамотность тесна, связанна с конструированием, оно помогает детям освоить свойства геометрических тел и пространственных отношений. При различных постройках у детей формируются понятие: выше-ниже; шире-уже; больше-меньше; пространственное расположение слева – справа; верх – низ; над – под и тд… Закрепляется счёт: сколько нужно взять кубиков? Сколько у тебя получилось этажей? и дт  

Приём «Скетчинг» - это техника рисования быстрых рисунков или выкладывании нужных картинок. Данный приём хорошо использовать с детьми старшего дошкольного возраста, для формирования системных знаний о числе. Что в природе существует? Соседи числа? Что есть у нас в группе по 4?

Пуговица с 4 дырками

 

3

ножки у стола

Время года

4

4 окна

4 лапы у кота

 

 

5

4 девочки

 Презентация книги  Кронтик учится рисовать фигуры и Кронтик учится считать.

  Сюжетно-ролевые игры формируют не только математическую грамотность, но социально-коммуникативную грамотность мы уже о них говорили, когда описывали приём «Проблемная ситуация».

Например, ига «Овощной магазин»

 

Игровые действия

Умение

Грамотность

Подготовка пространства

Пространственное расположение (что, где находится)

математическая

Покупка фруктов

Счёт (Сколько нужно купить, что бы всем хватило?)

математическая

Расплачиваются деньгами

Счёт. Бюджет. Сколько нужно взять денег, что бы хватило на покупки

Математическая, финансовая

Диалог продавец-покупатель

Покупатель-покупатель

 

Умение взаимодействовать, употребление вежливых слов

Социально-коммуникативная

 

Таким образом, уже начиная с дошкольного возраста, мы формируем у детей предпосылки функционально грамотного человека, которые в дальнейшем помогут детям быть более успешными в школе. 

 

Практическое задание для педагогов.

Разобрать с/р игры  по предложенной схеме. «Почта», «Поездка на автобусе», «День рождение»

 

Игровые действия

Умение

Грамотность

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

   



  ****

Скрайбинг технология, как подготовительный этап к обучению аудирования 

Детская природа ясно требует наглядности.

К.Д. Ушинский

Аннотация.  Статья посвящена актуальной на сегодняшний день проблеме развития речи, аудирование, приходя в школу после детского сада. Дети не могут анализировать текст, с трудом находят причинно-следственные связи повествования, не внимательно вслушиваются в звучащую речь. Особое внимание уделяется общим задачам, условиям и требованиям к развитию речи как средству успешного обучения в школе.

Ключевые слова: скрайбинг, речь, аудирование, текст, Кронтик, технологии.

 

Сегодняшний день отличается активным ростом новых развивающих технологий, многие из которых можно успешно использовать в работе дошкольных учреждениях.

 Анализируя свой опыт, можно сказать, что традиционные методы не всегда эффективны в работе с дошколятами. Что необходимо максимально использовать все известные в педагогике приемы и методы, в том числе и современные инновационные технологии, которые способствовали бы: совершенствованию мыслительных и познавательных способностей, развитию связной речи дошкольников.

В последнее время у детей всё чаще наблюдаются  такие проблемы как: скудный словарный запас, неумение слышать и слушать друг друга. Начиная с 2020 года для решения данных проблем, мы использовать программу “Предшкола нового поколения” раздел «Кронтик учится слушать и рассуждать».

Данную программу  мы реализовывали через  кружок, который так и назвали «Кронтик учится слушать и рассуждать».

Цель нашего кружка:   овладение детьми речью как средством общения и культуры; развитие связной устной речи, грамматически правильной диалогической и монологической речи.

Работая по учебному пособию «Кронтик учится слушать и рассуждать», мы способствуем развитию таких умений как:

- внимательно вслушиваться в звучащую речь;

- определять и проговаривать последовательность событий в коротком тексте (что было сначала, что было потом и что в конце);

- понимать (и уметь коротко объяснять при ответе на вопрос) причинно- следственные связи повествования;

- внимательно относиться к непонятным, незнакомым словам (стремиться узнать их значение);

- развернуто отвечать на вопрос (с помощью речевого образца).

В своей работе мы  направляем усилия на создание условий для формирования положительной мотивации к учению. Дети вместе с Кронтиком и его подругой знакомятся с художественными произведениями и их авторами. Знакомит их бабушка Кронтика Кронтильда в своей уютной библиотеке.

Здесь в занятиях для положительного мотивирования детей помогают ИКТ технологии: озвучка героев, аудиозаписи звуков к произведениям.

На занятиях дети учатся работать в парах. Сотрудничать не только со взрослыми, но и со своими сверстниками. Играют по ролям произведения, учатся самостоятельно распределять роли и меняться ролями.

Так же применяется в нашей работе методический прием с закладкой. Закладку для книги делали дети сами и на закладке изобразили свой автопортрет. Книжная закладка не только стимулирует детей к активности во время работы с книгой, но и быстрое нахождение нужной страницы. Во время организационного процесса дети работают с книгой в паре. По окончанию работы с текстом на нужной странице остаётся закладка того ребёнка, который был самый активный. Не педагог выбирает, кто из детей активно работал, а дети сами оценивают друг друга.

В организационном процессе пользуемся «дорожкой успеха». В начале занятия Кронтик находится на первом «островке». После каждого выполненного задания Кронтик переходит с «островка» на «островок». К концу занятия он или доходит до конца дорожки, или останавливается на середине.

Дорожка успеха стимулирует детей к деятельности; позволяет провести рефлексию каждого этапа и занятия в целом.

Так же на занятиях используем приём  «Чтение с дырками» и приём выполнения творческой работы – иллюстрации к произведениям.

В результате применения таких приемов у детей закрепляется понимание логики и причинно-следственных связей повествования. Развивается процесс мышления, внимания, памяти, воображения и речи. Воспитывается уступчивость, толерантное отношение к партнёрам, а также умения сотрудничать.

Но так как в данный момент у меня дети младшего возраста. В своей работе я решила использовать современные инновационные технологии. Одной из таких технологий является – технология Скрайбинга.

Я ее использую как подготовительный этап к обучению детей аудированию, то есть слушанию с пониманием, как самостоятельному виду речевой деятельности.  

Скрайбинг (от английского scribe — набросать эскизы или рисунки) —  другими словами это донесения информации через иллюстрирование основных моментов. Скрайбинг — это когда мы дополняем свой рассказ зарисовками или иллюстрациями, чтобы получилось интересно и наглядно.

Эта технология была придумана британским художником Эндрю Парком для британской компании, которая занималась популяризацией научных знаний.

Методологической основой моей работы послужили работы А.М.Леушиной, Л.В.Эльконина, Л.А.Венгер. 

Новизна: использование технологии скрайбинга в младшем дошкольном возрасте, как подготовительный этап к обучению аудирования в старшем дошкольном возрасте. 

В скрайбинге главное — эффект параллельного следования: голосовое повествование последовательно сопровождается набросками, схемами, зарисовками или иллюстрациями, а так же еще и короткой текстовой записью опорных понятий. Существует несколько видов скрайбинга:

- компьютерный (при его создании используются специальные программы и онлайн-сервисы);

- рисованный (когда взрослый или ребенок рассказывает о чем - либо и в то же время рисует изображения, иллюстрирующие устный рассказ);

- аппликация (техника, при которой на произвольный фон накладываются или наклеиваются готовые изображения, которые соответствуют произносимому тексту);

- магнитный (является разновидностью аппликационного, единственное отличие - готовые изображения крепятся магнитами на презентационную магнитную доску). 

Всем давно известно, что большую часть информации люди воспринимают визуально. Поэтому любая информация с картинками намного лучше запоминается, чем просто беседа или рассказ.  На протяжении всего дошкольного детства у детей развивается наглядно-образное мышление. Дети способны использовать картинки, схематические изображения для решения несложных задач.

В нашей группе мы решили  использовать технологию скрайбинга, а именно рисованный, аппликация и магнитный.  Скрайбинг схож с технологией мнемотаблиц и опорных схем. Отличительной чертой скрайбинга от  мнемотаблиц и опорных схем, является то, что картинки (зарисовки) появляются параллельно с речью говорящего. Данную технологию мы используем во всех видах познавательной и коммуникативной деятельности.

Цель: способствовать умению детей наглядно
представить, зафиксировать и воспроизвести материал.

Задачи:

- способствовать увеличению эффективности процесса запоминания;
- обогатить словарный запас, развивать речь;

- способствовать передачи детьми текста в
соответствии с его содержанием;

- развивать креативное мышление, создавая нестандартные идеи для решения определенных задач.

Для скрайбинга мы используем:

На чём  рисовать:

- Бумага (ватман, блокнот…),

- Пластиковая доска 

- На песке 

- Магнитная доска

Чем рисовать:

- карандаши

- маркеры

- фломастеры и тд.

В результате использования данной технологии у детей:
- расширяется их активный словарный запас;
- формируются представления об окружающем мире;
- появляется желание составлять рассказы, пересказывать сказки, учить стихотворения;

- начинают внимательно слушать друг друга, чтобы запомнить, что означает тот или ной знак (картинка)

Таким образом, технология скрайбинга это увлекательный, творческий процесс, который можно как подготовительный этап к обучению аудирования в старшем дошкольном возрасте.

В перспективе у нас освоить  и со старшей группы внедрить компьютерный скрайбинг. Который будет применяться  непосредственно при реализации программы “Предшкола нового поколения” раздел «Кронтик учится слушать и рассуждать».

 На данном этапе для этого уже приобретен телевизор и в группе есть ноутбук, который соединяется с  ним.


  *******                                                         

Духовно-нравственное воспитание через взаимодействие с природой.

Сегодня перед дошкольными учреждениями одной из важных задач стоит объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества [6].

Чтобы реализовать данную  задачу в полном объёме, необходимо тесное сотрудничество с родителями, что также является важнейшей задачей ФГОС ДО и Программы развития нашего  детского сада «Навстречу друг к другу».

 Современный ритм жизни настолько быстр, что мы не успеваем  видеть прекрасное в окружающем. Мы бежим из дома на работу, с работы домой, в промежутках забегаем в детский сад  за ребёнком. На все предложения ребёнка «вместе погулять» большинство родителей отвечают: «я устала», «я с работы, давай в другой раз», «нет  денег», «это единственный выходной, я ничего не успеваю» и т.д. Именно воспитатели, как люди, которые проводят большую часть времени с детьми, могут положительно повлиять на родителей и вызвать желание родителей формировать у детей чувство прекрасного.

Ещё К. Д. Ушинский говорил:  «Если хотите научить ребёнка логически мыслить – ведите его в природу». А одной из главных задач нравственного воспитания является воспитание в детях любви к родине, а значит и бережного отношения к родной природе. Достичь этого можно в том случае, если знакомить ребенка с ее тайнами,  показывать интересное в  жизни растений и животных, учить наслаждаться запахом  цветущих трав, красотой цветка, пейзажами родных мест [5, с. 6]. Положительного результата в данном вопросе можно добиться только при совместных усилиях воспитателя и родителей.

В своей работе мы опирались на парциальную программу С. Н. Николаевой «Юный эколог», учебно методическое пособие «В союзе с природой» Л. И. Греховой, программу «От рождения до школы» под редакцией Н. Е Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. А также на программу для дошкольных образовательных организаций  «Омское Прииртышье» под редакцией Борцо­вой JI.B., Гавриловой Е.Н., Чернобай Т.А. и др.

Духовно-нравственное воспитание может осуществляться помощью бесед, НОД, игр, трудовой деятельности, проектной деятельности, благотворительных акций, где  мы воспитатели помогаем ребёнку развить первые нравственные качества: не обижать друзей, уважать взрослых, помогать ближнему, видеть прекрасное в окружающем, беречь природу и т.д.

В нашей группе мы решили продолжать работу по нравственному воспитанию через экологическое направление. Природа по глубокому убеждению В. А. Сухомлинского, должна быть «не каким-то придатком, фоном умственных интересов, а самой сутью жизненной среды», так как многогранная духовная жизнь в годы детства требует постоянного общения с природой. Только в ходе такого общения и взаимодействия с природой возможно становление и развитие личности ребёнка. Таким образом, в отличие от узко традиционного подхода к экологическому воспитанию В. А. Сухомлинский раскрыл сущность в широком социальном и нравственно-этическом планах [3, с. 7] Экологическое воспитание – это совокупность живой природы и связанного с ней содержания современного биологического образования.

Поэтому, перед нами были поставленные следующие задачи:

- воспитание экологической культуры и экологического сознания;

-активизация исследовательской деятельности дошкольников экологической направленности;

- расширение взаимодействия с родителями;

- развитие умения видеть прекрасное в окружающем, беречь природу.

Данные задачи мы реализовывали через такие виды деятельности как:

- созерцание живой природы;

- проектную деятельность;

- благотворительные акции;

-  чтение экологических сказок;

- игры, трудовые поручения;

- тематические беседы;

- организацию совместных праздников, досугов.

Данные виды деятельности реализовывались с активным участием родителей.

Такой вид как  созерцание живой природы реализовывался через выездные экскурсии в природные парки города Омска: «Птичья гавань», «Парк Победы», «Областной дендрологический сад им Г. И. Гензе». Данные экскурсии организовывались в выходной день. Мы совместно с детьми и их родителями не просто гуляли по красивым местам города, но и узнавали полезную информацию, о природных объектах на территориях данных парков. Эти экскурсии позволили также родителям и детям провести вместе время, узнать лучше свой город, сообща решать какие-то значимые вопросы.

Проектная деятельность реализовалась через такие темы, как: «Белая береза», «Птицы Омской области. Трясогузка», «Возможна ли жизнь на Марсе или Сатурне», «Рассада для сада». Данные проекты были реализованы при активном участии родителей. Дома дети с родителями изучали разную информацию по заданным вопросам в энциклопедиях, интернете и т.д. Затем мы в группе обсуждали полученную информацию, делали зарисовки, выводы. Полученные результаты мы презентовали на родительских собраниях, общесадовской презентации экологических проектов «Я тебя сберегу», посещали другие группы и рассказывали о своих проектах.

По вечерам мы читали экологические сказки, такие как: «Сила Дождя и Дружбы», «История маленького лягушонка», «Как мужик поссорился с совой», «Святой источник на Хопре» и т.д. Часто родители приходили в группу и читали сказки для всех детей и затем было совместное обсуждение прочитанного.

Активное участие мы принимали в различных акциях: «Подари дереву жизнь», «Журавлики» посвящённая дню птиц, «Раздельный сбор» целью которой было повышение уровня экологической культуры жителей города в сфере обращения с бытовыми отходами. Прежде чем предлагать детям и родителям участие в акциях мы организовывали беседы, консультации, где раскрывали значимость проводимых акций, как в экологическом воспитании, так и в духовно-нравственном.

Проводились различные тематические выставки, совместно с музыкальным руководителем  организовывались праздники, прослушивание музыкальных композиций, звуков природы и т.д.

Таким образом, участие в данных мероприятиях позволило детям и их родителям стать ближе к природе, осознать себя частью природы, сблизиться друг с другом. Дети и родители смогли понять, что для того чтобы мир современных технологий не вредил нашей земле, а приносил пользу необходимо начать с себя, ведь «Поведение человека в природе - это зеркало его души» как говорил  К. Л. Зелинский.  

Необходимо бережнее относиться к природе, любить её, любить людей, помогать им, поддерживать близких и друзей. В современных условиях вся деятельность в дошкольном учреждении способствует обогащению духовно-нравственного мира не только детей, но и их родителей.

Список использованной литературы.

1.                Нравственно-патриотическое воспитание старших дошкольников: целевой творческий практико-ориентированный проект / авт.-сост. Н. Н. Леонова, Н. В. Неточаева. – Изд. 2-е, перераб.- Волгоград: Учитель, 2016. – 104 с.

2.                Омское Прииртышье: программа для дошкольных образовательных организаций / Борцова JI.B., Гаврилова Е.Н., Зенова М.В., Чернобай Т.А. и др. — Омск: БОУДПО «ИРООО», 2014. — 32 с.

3.                      Грехова Л. И. В союзе с природой. Эколого-природоведческие игры и развлечения с детьми. – М.: ЦГЛ, Ставрополь: Сервисшкола, 2002. – 288 с.

4.                     Николаева С. Н. программа «Юный эколог». Система работы в подготовительной группе детского сада. – М.: МОЗАЙКА-СИНТЕЗ, 2017. – 208 с.  

5.                Петрова А. А. Духовно-нравственное воспитание дошкольников средствами природы // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2016. – Т. 15. – С. 1641–1645. – URL: http://e-koncept.ru/2016/96247.htm.

6.                Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования от 17 октября 2013 г. N 1155.

 

 






******

Предлагаю вашему вниманию Консультацию для педагогов на тему "Деятельностный подход в формировании элементарных математических представлений". Консультация + презентация 

*******
НОД по изобразительной деятельности (старшая группа)

Тема НОД: Помоги Лесовику  спасти берёзовую рощу.
Виды деятельности:  изобразительная (мастерская по изготовлению берёзовой рощи), познавательная (решение проблемной ситуации), игровая (дидактическая игра).
Интеграция ОО:  «Познавательное», «Художественно-эстетическое развитие».
Цель: развитие умения моделировать объекты природы.
Образовательные задачи с учетом интеграции ОО:
1. Способствовать закреплению знаний о берёзе, как об объекте природы.
2. Содействовать закреплению способов вырезывания из бумаги гармошкой (листики), способ скручивания бумаги (ствол), обводить по шаблону и вырезать по контуру (дополнения птички или листочки). 
3. Воспитывать доброту, отзывчивость; бережное отношение к природе.
Формы работы: мастерская по изготовлению берёзовой рощи.
Предварительная работа: беседа с детьми на тему: «Берёза-символ России», «Полезные свойства берёзы». Просмотр презентации «Белая берёзка», «Предметы из бересты», разучивание стихотворений А. Прокопьев «Люблю берёзу русскую….», С. Есенин «Белая берёза», разучивание пословиц и поговорок, изодеятельность (рисование «Берёзка»).
Материал: мультимедиа, электронное письмо, фотография вырубленного леса, памятка работы с ножницами, схема выполнения макета, цветная бумага, простой карандаш, клей, ножницы, готовые  тонированные листы , заготовки для стволов, акварель, чёрный фломастер, шаблоны: птицы, скворечник, листики.
Этапы выполнения макета:
  1. Из полосок белой бумаги, используя карандаш, делаем трубочки (способ скручивания)
  2.  С одного края делаем 3 надреза (1см.), отгибаем, намазываем клеем, и приклеиваем к зелёному фону.
  3. Прорисовываем чечевички.
  4. Из чёрной бумаги вырезываем тонкие веточки, приклеиваем к стволу.
  5. Из зеленной бумаги вырезаем листочки.
  6. Далее дополняем композицию.
Таблица        
 Этапы работы
Содержание этапов
1.Мотивация детей к деятельности.
- Ребята, сегодня утром я получила электронное письмо из леса. Хотите прочитать?
На мультимедиа появляется  письмо от Лесовичка.
«Здравствуйте, ребята, меня зовут Лесовичок. Я живу в лесах Омской области. Сегодня утром я обходил свои владения и увидел неприятную картину. Вместо белоствольных, русских  красавиц стоят в роще одни пенёчки (на экране появляется фотография с пеньками). Ой, беда, беда. Что же будет, если все деревья будут вырублены? Я не знаю, что же мне делать, ведь я один,  а лесов в Омской области много. Не знаю, к  кому обратиться? Сможете ли вы, ребята, мне помочь? С уважением, ваш друг  Лесовичок ».
2.Постановка детьми цели деятельности
Проблемный диалог.
- Ребята, что вы об этом думаете?
- Как  мы сможем помочь Лесовичку?
(Дети предлагают варианты, педагог обобщает)
- Все ваши варианты очень интересные. Мы действительно можем привлечь внимание других групп нашего детского сада к этой проблеме. И я предлагаю вам сделать макет рощи, и отправиться с ним по детскому саду и рассказать детям о такой беде. Для оформления макета нам потребуется еще помощь. Скажите, ребята, кого еще мы можем пригласить на подмогу?
- Я с вами совершенно согласна, в таком важном проекте  мы нуждаемся в помощи родителей.
Кто из детей соглашается, то продолжает дальше.
В: - Но, прежде чем нам приступить к работе, давайте  подумаем. О каких деревьях нам рассказывал Лесовичок? (Если дети затрудняются, то напомнить им загадку:
вместо белоствольных, русских  красавиц стоят в роще одни пенёчки).  
Д: - Лесовичок рассказывал о берёзе.
В: - Верно. А как называется лес, где  растут одни только березы? (берёзовая роща). Расскажите, ребята, а что вы знаете о берёзе?
(дети рассказывают всё что знают о берёзе: символ России, что это единственное дерево с белым стволом и черными точками (чечевички пропускают воздух), на берёзе растёт  полезный гриб чага, под берёзой-подберёзовик, есть полезный берёзовый сок, плоды у берёзы серёжки, из ствола дерева можно сделать много различных предметов необходимых в быту и т.д.)
В: - Вы столько много знаете о берёзе, ребята.  Вот вы сказали, что из ствола берёзы можно сделать много различных предметов, необходимых в быту. Посмотрите ещё раз на фотографию, которую прислал нам Лесовичок. Как вы думаете, это могло стать причиной сложившейся ситуации?
Ответы детей.
А что мы с вами знаем  про то, как нужно делать вырубку леса? Ведь нам нужны и  предметы из древесины, и леса?
Д: - Вырубать нужно только сухие, больные деревья и прежде, чем вырубить одно дерево, нужно посадить взамен 5-7 деревьев.
В: - Какие же вы молодцы. Именно об этом я и предлагаю вам рассказать всем нашим друзьям. Устали? Предлагаю немножко отдохнуть и сделать физ. минутку.
Физ. минутка «Берёзка»
Наступило утро, солнышко проснулось.
И березки к солнцу потянулись
(Руки вверх, на носочках)
Поздоровались друг с дружкой.
Наклонившись в сторону
(Наклоны в сторону),
С солнцем поздоровались,
Радуясь дню новому.
(Руки вверх помахать ими).
-  Ребята, а сейчас я предлагаю вам пройти за столы,
чтобы мы могли сделать с вами свой лес.
Дети проходят за столы.
3.Совместная работа с детьми по нахождению средств деятельности
- Посмотрите, пожалуйста,  на столах есть материал, который  поможет нам в изготовлении нашей берёзовой рощи. Как вы думаете, ребята, что мы должны сделать сначала, что потом?
Дети рассуждают: сначала надо сделать ствол, потом ветки.
Каким способом мы можем сделать ствол у дерева (скручивание бумаги, сложить конусом, если затрудняются, помочь). А каким способом можно одновременно вырезать несколько одинаковых предметов? (нужно сложить бумагу гармошкой, нарисовать и вырезать по контуру.). Ребята, вам для работы понадобятся ножницы, как с ними нужно работать?
(Не оставляйте ножницы с открытыми лезвиями и т.д. )
- Ребята, а чтобы вы не забывали правила работы с ножницами, у вас нас столах есть памятка, на которую вы можете обратиться. И еще в помощь вам предлагаю схему поэтапного выполнения макета (обратить внимание на экран).
4.Самостоятельная работа детей  по апробации способов деятельности
Дети совместно с родителями выполняют работу. Воспитатель подходит к каждому столу, направляет, если есть затруднения.
5.Подведение итогов.
- Ребята, вы такие молодцы, у вас получились замечательные берёзовые рощи.  В течение этой недели мы с вами обязательно сходим к детям в  другие группы и расскажем о проблеме в лесу, а чтобы  они не забывали об этом и смогли рассказать об этом всем своим друзьям мы оставим берёзовые рощи им в подарок.
6.Рефлексия
Ребята, скажите, пожалуйста, кто нуждался в нашей помощи?
- А что случилось у Лесовичка?
- Как вы считаете, мы сделали доброе дело?
- Почему вы так считаете?
- А кто нам в этом помогал?
- А какие были трудности при выполнении макета?
-  За что вы можете  похвалить себя?
- А что вы хотите сказать родителям?

********
Изобразительная деятельность и конструирование на один день в режимных моментах.
материал (средняя группа)


Афошина Е.В
ФГОС дошкольного образования: планирование и реализация образовательной работы в группе детей раннего и дошкольного возраста в соответствии с ФГОСДО в различных видах деятельности: конструирование из разного материала, изобразительной
Изобразительная деятельность и конструирование на один день в режимных моментах
Возрастная группа: средняя
Тема недели: «Дикие животные»
Режимные моменты
День недели:                            
Пополнение
развивающей
предметно – пространственной среды
Формы организации детской деятельности, тема,  программные задачи
Утро:  
Мастерская по изготовлению продуктов детского творчества
Тема: «Ёжик заблудился»
Задачи:
Образовательные: расширять представления детей о диких животных и особенностях их питания.
Развивающие: закреплять умение рисовать предметы округлой формы; закреплять умение правильно держать карандаш.
Воспитательные: воспитывать желание заботиться о диких животных.
Мастерская по изготовлению продуктов детского творчества
Тема: «Заяц»
 Задачи:
Образовательные: расширять представления детей о диких животных и особенностях их питания; показать отличие зайца от кролика
Развивающие: развивать умение передавать в лепке характерные черты животного, создавать сюжетную композицию.
Воспитательные: воспитывать интерес к лепке; воспитывать бережное отношение к животным.
Сюжетная картина «Ёжик лакает молоко из миски»;
цветные карандаши, листы бумаги
Презентация «Как живет заяц?»; игрушка зайца и кролика;
пластилин, доски, салфетки
Прогулка
Мастерская по изготовлению продуктов детского творчества
Тема: «Нарисуем белочку»
Задачи:
Образовательные: закреплять представления детей о диких животных и особенностях строения тела
Развивающие: развивать умение видеть возможность использования веточек для разных видов деятельности, в частности для рисования на мокром песке; закреплять умение передавать в рисунке характерные черты животного, создавать сюжетную композицию; упражнять в рисовании дополнительных элементов, деталей.
Воспитательные: воспитывать умение оценивать свою работу
Веточки, леечки с водой, лопатки, песочница
Вечер
Реализация проекта
Тема: Альбом «Дикие животные и их домики»
Задачи:
Образовательные: расширять представления детей о диких животных и их жилищах
Развивающие: развивать умение создавать композицию; закреплять умение аккуратно вырезать детали и наносить клей и наклеивать их по образцу.
Воспитательные: воспитывать понимание важности участия в совместном проекте; воспитывать аккуратность при работе с клеем.
Сюжетная игра
Тема: «Строим зоопарк»
Задачи:
Образовательные: расширять представления детей о жизни диких животных на воле и в зоопарке; формировать умение располагать кирпичики по периметру четырехугольника, ставить их плотно друг к другу; закреплять  умение обыгрывать постройки, объединять их по сюжету.
Развивающие: развивать умение анализировать  постройку; совершенствовать конструктивные умения;
Воспитательные: воспитывать привычку после игры аккуратно складывать конструктор в контейнер; воспитывать желание заботиться о животных.
Альбом «Дикие животные и их домики»; вырезанные картинки животных и их жилищ; клей, тарелочки для клея;
салфетки, клеенки
Конструктор «Лего», картинки зоопарка; игрушечные дикие животные.
Прогулка
Мастерская по изготовлению продуктов детского творчества
Тема: «Теремок для всех зверей»
Задачи:
Образовательные: расширять представления детей о диких животных и особенностях их обитания в лесу
Развивающие: развивать умение строить забор, домик из песка, используя лопатки для придания постройкам крепости и гладкости;
Воспитательные: воспитывать дружественные отношения в процессе совместного строительства, желание помогать тем, у кого возникают сложности при строительстве из песка.
Песочница, лопатки, игрушечные дикие животные.




Комментариев нет:

Отправить комментарий

  День Матери Уже стало традицией в последнее воскресенье ноября отмечать День Матери. В этот день принято воздавать должное материнскому тр...