«Приобщение детей к истокам народной
культуры»
Дошкольный возраст — важный период для становления личности, период развития представлений о человеке, обществе, культуре.
В дошкольном возрасте начинает формироваться чувство патриотизма: любовь и привязанность к Родине, к родному краю, преданность ей, ответственность за нее, желание трудится на ее благо, беречь и умножать богатство.
Свои первые нравственные чувства
ребёнок приобретает в узком социуме: в семье, детском саду. Вместе с развитием
чувств ребенок приобретает понятия «дом», «улица», «малая Родина», «Родина»,
т.е. та территория, на которой он проживает.
Погружая ребенка в национальный быт,
мелодику речи, песен, мы создаем естественную среду для овладения языком
родного народа, его народными традициями, укладом жизни, тем самым, формируя любовь
к малой и большой Родине.
Именно поэтому родная культура, как
отец и мать должны стать неотъемлемой частью души ребёнка, началом, порождающим
личность, проявляющую лучшие человеческие качества.
У детей дошкольного возраста необходимо
формировать потребности совершать добрые дела и поступки, развитие таких
качеств, как сострадание, сочувствие, находчивость, любознательность во взаимодействии
с родной природой.
Воспитание любви к родному краю, к родной
культуре, к малой Родине, к родной речи – задача первостепенной важности, и нет
необходимости это доказывать.
Но как
воспитать эту любовь? Она начинается с малого – с любви к своей семье, к
своему дому. Постоянно расширяясь, эта любовь к родному переходит в любовь к
своему государству, к его истории, его прошлому и настоящему, а затем ко всему
человечеству.
Чувство Родины… Оно начинается у
ребенка с отношения к семье, к самым близким людям — к матери, отцу, бабушке,
дедушке. Это корни, связывающие его с родным домом и ближайшим окружением.
Чувство Родины начинается с восхищения тем, что видит перед собой ребёнок, чему
он изумляется и что вызывает отклик в его душе… И хотя многие впечатления еще
не осознаны им глубоко, но, пропущенные через детское восприятие, они играют
огромную роль в становлении личности патриота.
Немалое значение для воспитания у
детей интереса и любви к родному краю имеет ближайшее окружение. Постепенно
ребенок знакомится с детским садом, своей улицей, городом, а затем и со страной,
ее столицей и символами.
Любая семья, любой край, область, даже
небольшая деревня, неповторимы.
В каждом месте своя природа, в каждой
семье свои традиции и свой быт. Ребенку необходимо показать, что его семья, его
родной город славен своей историей, традициями, лучшими людьми.
Какие
сведения и понятия о семье, родном городе способны усвоить дети?
Ø Четырехлетний ребенок должен знать название
своей улицы и той, на которой находится детский сад.
Ø Внимание детей постарше
нужно привлечь к объектам, которые расположены на ближайших улицах: школа,
кинотеатр, почта, аптека и т.д., рассказать об их назначении, подчеркнуть, что
все это создано для удобства людей.
Ø Диапазон объектов, с
которыми знакомят младших дошкольников расширяется — это семья, район и город в
целом, традиции, быт, особенности, достопримечательности своего района,
исторические места и памятники.
Ø Ему объясняют, что у
каждого человека есть родной дом и город, где он родился и живет. Для этого
необходимы экскурсии по своему микрорайону, городу, на природу, наблюдения за
трудом взрослых, где каждый ребенок начинает осознавать, что труд объединяет людей,
требует от них слаженности, взаимопомощи, знания своего дела. И здесь большое
значение приобретает знакомство детей с народными промыслами края, народными
умельцами.
В нравственно-патриотическом
воспитании огромное значение имеет пример взрослых, в особенности же близких
людей. На конкретных фактах из жизни старших членов семьи (дедушек и бабушек,
участников Великой Отечественной войны, их фронтовых и трудовых подвигов)
необходимо привить детям такие важные понятия, как «долг перед Родиной», «любовь
к Отечеству», «трудовой подвиг» и т.д.
Воспитывая у детей
любовь к своей семье, своему краю необходимо подвести их к пониманию, что их семья,
их город — частица Родины, поскольку во всех местах, больших и маленьких, есть
много общего:
Ø повсюду люди трудятся
для всех (учителя учат детей; врачи лечат больных; рабочие делают машины и
т.д.);
Ø везде соблюдаются
традиции: Родина помнит героев, защитивших ее от врагов;
Ø повсюду живут люди
разных национальностей, совместно трудятся и помогают друг другу;
Ø люди берегут и
охраняют природу;
Ø есть общие
профессиональные и общественные праздники и т.д.
В нынешнее время очень важно вырастить
ребенка в мире национальной культуры, поскольку именно в народном творчестве
сохранились черты и мышление нации.
Соприкосновение ребенка с народным
искусством, традициями, историей, природой родного края, участие в народных
праздниках помогут духовно обогатить ребенка, поддержать его интерес к прошлому
и настоящему.
Средствами формирования нравственных
чувств дошкольников являются само окружение (природное и социальное), в котором
они живут: художественная литература, музыка, изобразительное искусство, игра,
труд, праздники, которые отмечаются в семье,
в родном городе, стране.
Культурное наследие народа — огромное
богатство, которым каждому ребёнку нужно научить правильно распоряжаться,
владеть им так, чтобы не разменять на пустяки, а сохранить и приумножить,
воплотив его в сокровище своего внутреннего мира, своей личности, в дальнейшем
творческом созидании.
Культура семьи и родного края должна
войти в сердце ребёнка и стать частью его души. То, что мы заложим в душу
ребенка сейчас, проявится позднее, станет его и нашей жизнью.
Комментариев нет:
Отправить комментарий