Искусство разрешения кофликтов
Конфликты межличностных отношений, которые возникают во время общения со сверстниками и проявляются в форме споров и ссор характерны для детей дошкольного возраста. Детский конфликт прежде всего это следствие неумения дошкольников выстроить свои взаимоотношения во время совместной игры или деятельности.
Причины возникновения конфликтов между дошкольниками
К ссорам между детьми обычно приводят:
- различные разрушения: например, один ребенок ударил башню из кубиков, которую построил другой, и башня рассыпалась;
- игрушки, игровые атрибуты и другие вещи, которые детям не удалось поделить или которые один ребенок отнимает у другого;
- разные взгляды детей на выбор совместной игры, определение ее сюжета, игровых ситуаций, персонажей, их действий, распределение ролей;
- споры о правильности игровых действий.
К 4-5 годам дети в детском саду начинают все активнее взаимодействовать друг с другом. На первое место выходят споры из-за выбора совместных игр, желания или нежелания играть вместе.
В старшем дошкольном возрасте поводы для конфликтов становятся еще разнообразнее – у малышей могут быть разные взгляды на правила и сюжет игры, распределение ролей, поведение игроков.
Из-за каких детей чаще всего происходят конфликты в детском саду?
В любом ДОО есть дети, у которых или из-за которых чаще всего происходят конфликтные ситуации. У них могут быть разные модели поведения:
- Агрессивный – раздражается, когда его не слушают, задирает окружающих.
- Жалобщик – всегда находит повод для недовольства и высказывает его.
- Молчун – ведет себя спокойно, мало говорит, поэтому другим детям и воспитателю сложно понять, чего он хочет.
- Сверхпокладистый – соглашается со всеми.
- Всезнайка – считает, что только он знает, как и что делать.
- Нерешительный – долго принимает решения, боится ошибки.
- Максималист – хочет всё и прямо сейчас.
- Скрытный – затаивает обиды и может отомстить обидчику, когда тот уже забыл о своем проступке.
- Лгун – распространяет ложную или непроверенную информацию, перекладывает свои проступки на других.
Правила разрешения конфликтов для детей:
- Говорить спокойно.
- Говорить по очереди.
- Сказать чего ты хочешь (конфликтующие стороны высказывают свои пожелания).
- Найти варианты, которые устраивают обе стороны.
В зависимости от причин конфликта между детьми и от способов конфликтного поведения его участников, межличностный конфликт может иметь следующие виды исхода:
1) уход от разрешения конфликта, когда одна из сторон как бы не замечает возникших противоречий;
2) сглаживание противоречий, когда один из участников конфликта либо соглашается с предъявленными ему претензиями, либо стремится оправдать себя;
3) компромисс - взаимные уступки обоих сторон;
4) эскалация напряженности и перерастание конфликта во всеобъемлющее противостояние (с участием не только детей, но и взрослых);
5) сотрудничество – участники конфликта находят решение, которое удовлетворило интересы обеих сторон;
6) силовой вариант подавления конфликта, когда одну или обе стороны принуждают силой (угрозой применения силы) принять тот или иной вариант исхода противоречия.
Далеко не все конфликтные ситуации между детьми требуют вмешательства взрослых. Небольшие ссоры обычно разрешаются сами собой. Они крайне важны для социализации, учат детей самостоятельному разрешению конфликтов, способности находить компромисс.
Если же конфликт серьезный, воспитателю нужно не просто призвать детей к порядку. Он должен стать посредником в споре и решить его одним из способов:
- найти компромисс, который удовлетворит всех участников конфликта;
- частично или полностью устранить причину ссоры;
- изменить цели конфликтующих;
- достичь соглашения по спорному вопросу.
Например, два мальчика в группе детского сада поругались из-за того, что один хочет строить из конструктора башню, а второй – вертолет. У воспитателя несколько вариантов, как помирить спорщиков:
- достать второй конструктор;
- предложить разделить конструктор – каждому отобрать нужные для постройки детали;
- предложить собрать из конструктора вместе что-то новое, например, мост;
- предложить построить сначала башню с вертолетной площадкой, а потом и сам вертолет.
Если конфликт сопровождается слезами и агрессией, детей нужно сначала развести в стороны и успокоить, и лишь потом пытаться выяснить причины ссоры и найти пути ее разрешения. Важно, чтобы это происходило без свидетелей. Нужно выслушать мнение каждого из участников ссоры. После того, как будет достигнут компромисс, стоит закрепить полученный урок – спросить детей, поняли ли, из-за чего возник конфликт, как они будут действовать, если ситуация повторится.
Комментариев нет:
Отправить комментарий