«Инженерное образование в детском саду»
Одним из видов инженерного образования является конструирование. Конструирование направлено на моделирование окружающего пространства в самых существенных чертах и отношениях, то есть создание из отдельных элементов чего-то целого. Конструирование позволяет ребенку творить свой собственный неповторимый мир.
Особенность
конструктивно-модельной
деятельности заключается в том, что она, как игра, отвечает интересам и
потребностям ребенка.
В процессе данной деятельности дошкольники обучаются
планировать предстоящую работу, анализировать собственные действия, делать
выводы, исправлять ошибки, составлять из отдельных частей целое, сравнивать и
обобщать. Конструктивно-модельная
деятельность объединяет детей, приобщает их к коллективной работе,
предоставляет возможность проявить находчивость, выдумку, договориться, помочь
друг другу, воспитывает усидчивость, трудолюбие и терпение.
Конструктивная деятельность позволяет вызвать у ребенка
потребность к творчеству, развивается логическое, образное мышление,
интегративные качества, любознательность, трудолюбие, приобщение к нормам и
правилам взаимоотношения со сверстниками и взрослыми.
Приглядитесь повнимательней к своему играющему ребенку - его игрушки не могут «жить» без домов, комнат, предметов мебели. Поэтому даже если у него нет конструктора, ребенок создает игровое пространство из того, что есть под рукой: мебели, диванных подушек, коробок, а также разнообразного природного материала.
Так что же
такое конструирование - пустое развлечение или полезная, развивающая
деятельность?
Конструктивная деятельность, несомненно, важна
в развитии психических процессов и умственных способностей ребенка. В
процессе конструирования ребенок легко усваивает многие знания, умения и
навыки.
1. Во-первых, развиваются пространственное
мышление и конструктивные способности ребенка. Ребёнок на
практике не только познает такие понятия как: право, лево, выше, ниже, но
и начинает понимать, как надо создать тот или иной объект.
2. Конструирование также
способствует развитию образного мышления: ведь ребенок,
создавая конструкцию, должен ориентироваться на некоторый образ того, что
получится.
3. Поскольку конструкторская
деятельность предполагает анализ постройки, описание пространственного
расположения отдельных деталей, планирование своих действий, и
отчета о проделанных действиях - развивается также
и речь ребенка, расширяется его словарный запас.
4. Работая с конструктором, ребёнок
развивает мелкую моторику, глазомер. Все это крайне
важно для дальнейшего развития мышления.
5. 5. К тому же данный вид деятельности
формирует такие качества как усидчивость, внимательность,
самостоятельность, организованность (умение планировать свою деятельность, и
доводить начатое дело до конца).
6. А самое главное конструирование
предоставляет большие возможности для фантазии,
воображения и позволяет ребенку чувствовать себя творцом.
Конструирование как излюбленный
детьми вид деятельности не только увлекательное, но и весьма полезное занятие.
Когда ребенок строит, он должен ориентироваться на некоторый образ того, что
получится, поэтому конструирование развивает образное мышление и
воображение, а также в процессе осуществляется физическое совершенствование
ребенка. Опыт, получаемый ребенком в ходе конструирования, незаменим в плане
формирования умения и навыков исследовательского поведения.
Игры с конструктором полезны всем
девочкам и мальчикам, совсем маленьким детишкам и школьникам. Самым первым
конструктором в жизни ребенка являются простые кубики. Их можно
использовать уже в раннем возрасте. Вначале малышу достаточно 2-3
кубиков. Позже количество кубиков можно увеличить до 6-8 штук.
Строительный набор ребенка 3 - 4 лет необходимо дополнить новыми деталями
(пластинами, кирпичами, призмами). Приобщение к конструктивной деятельности
начинайте с ознакомления детей с материалом. Пусть они сначала свободно
манипулируют с деталями конструктором, после начните сооружать что-нибудь
сами. В этом возрасте ребенку необходим образец взрослого и показ
способов конструирования. Постепенно ребенок переходит к более самостоятельному
выполнению элементарных построек (дорожек, домов, заборов, кукольной
мебели).
К 3 - 5 годам конструирование
приобретает для ребенка новый смысл. В этом возрасте оно тесно связывается с
сюжетными играми поэтому, дополнительно к набору строительных
деталей, подберите игрушки соответствующие размеру деталей,
машинки, куколки, животных. Это позволит ребенку обыгрывать постройки, да и
строить для кого-то, ему будет гораздо интересней.
Пользуясь игровыми приемами
можно побуждать ребенка изменять привычные постройки по предложенным условиям.
Например, кукла "подросла", и ей нужен домик побольше; по мосту
ездит очень много машин; как сделать его шире река "разлилась",
и мост необходимо переделать, сделать его длинней и т.п.
Конечно, далеко не все получится сразу,
потому родителям нужно быть очень терпеливым. Помощь взрослого на данном
возрастном этапе заключается в объяснении, с одновременным показом способа
действия. Постепенно ребенок становится более опытным строителем с технической
точки зрения и совершенствует свои способности с каждой новой идеей.
Ребенку старшего дошкольного
возраста стоит приобрести деревянный строительный
набор, состоящий из множества деталей разнообразной формы:
конусов, цилиндров, брусков и т.п. Данный вид конструктора до сих пор не
утратил своей актуальности. Благодаря простоте и разнообразным возможностям он
интересен детям на протяжении всего дошкольного возраста.
Не стоит
давать ребенку сразу все детали, лучше добавлять их в игру постепенно.
Знакомя ребенка с деталями конструктора, помните, что унекоторых деталей есть и
«взрослые и «детские» названия например цилиндр и труба, треугольная
призма и крыша.
К старшему дошкольному возрасту
конструирование становится самостоятельной деятельностью и интересно ребенку
уже само по себе, как возможность создания чего-либо. Постройки детей
становятся более сложными и интересными, в них используется большее количество
разнообразных строительных деталей. Зачастую они превращаются в сюжетные
композиции (города, автозаправочные станции, сказочные королевства, зоопарк).
Созерцание готового результата собственных усилий вызываету ребенка
радость, эстетическое удовольствие и чувство уверенности в своих силах. Поэтому
не разрушайте построек и не заставляйте детей каждый раз после игры непременно
убирать все на место!!! Такие постройки ребенок может обыгрывать в течение
нескольких дней.
К этому возрасту у детей уже
накоплен достаточный опыт в познании окружающей действительности, они способны
дать элементарную эстетическую оценку различным архитектурным сооружениям.
Очень важно поддерживать интерес ребенка к конструированию, обогащать его опыт,
привлекать внимание детей к архитектурным и художественным
достоинствам различных сооружений (церкви, театры, мосты,
башни, маяки).
После всего,
выше сказанного, остается только пожелать родителям познакомить и по
возможности подружить ребенка с миром конструктора. Если ребенку не понравилось
играть в один конструктор, предложите ему другой, помните, что конструкторов
сейчас великое множество.
Занимайтесь конструированием вместе
с ребёнком, так вы будете видеть и понимать, когда ваш ребёнок готов освоить
более сложный вид конструктора.
Главная ваша задача в конструктивной игре с детьми –
поддерживать оригинальность детей, вовремя похвалить за что-то интересное.
Желаем вам успехов в создании
совместных построек с детьми!
Список использованных источников и
литературы:
1. Куцакова
Л.В. Конструирование и ручной труд в детском саду. Программа и методические
рекомендации. Для детей 2-7 лет. –М: МОЗАИКА-СИНТЕЗ. -2010.-90 с.
3. https://nsportal.ru/detskiy-sad/konstruirovanie-ruchnoy-trud/2020/05/21/konsultatsiya-dlya-roditeley-konstruirovanie-v
Комментариев нет:
Отправить комментарий